Потерявший титул. Почему превращение принца Эндрю в «господина Маунтбеттена-Виндзора» стало беспрецедентным для британской монархии


Серия скандалов, тянущихся неделями, месяцами и даже десятилетиями, в итоге обернулась для принца Эндрю потерей всех титулов и привилегий.

В новейшей истории аналогов такой полной потери королевского статуса нет.

 

При этом в этот раз, в отличие от предыдущего, с заявлением выступил Букингемский дворец, а не сам Эндрю.

 

Букингемский дворец как будто решил резко сорвать повязку с раны и надеется, что это наконец-то положит конец бесконечному потоку дурных новостей об Эндрю.

 

Ему давали возможность сохранить остатки достоинства, заявив о добровольном отказе от использования титулов. Теперь эту возможность отобрали: титулов герцога Йоркского, графа Инвернесского и барона Киллили его лишают принудительно.

 

Всё, что у него осталось — восьмое место в линии престолонаследия, но и этого места, как следует из документов Библиотеки Палаты общин, его может лишить парламент — если на это согласятся все страны Содружества, которые признают короля церемониальным главой государства.

 

Так называемаяя «Осада резиденции Royal Lodge» в Виндзорском замке, продолжавшаяся больше года, закончена: Эндрю потерял право самостоятельно снимать эту королевскую собственность и переезжает на территорию личного поместья короля в Сандрингеме в Норфолке, на востоке Англии. Точное место его проживания не разглашается.

 

Это делает Эндрю зависимым от короля в вопросах жилья и финансов. На короля также ложится обязанность заботиться о благополучии своего брата.

 

Бывшая жена Эндрю, Сара Фергюсон, которая тоже покидает Royal Lodge, как говорят, не собирается присоединяться к Эндрю в Сандрингеме.

 

Это решение Букингемского дворца, возможно, упредило возможность того, что судьбу Эндрю взял бы в свои руки парламент — и сам лишил бы его титулов.

 

Депутаты в последнее время все громче требовали провести дебаты об этом скандале, а парламентский комитет бюджетных расходов уже подал запрос об обоснованности сдачи принцу Эндрю 30-комнатной усадьбы Royal Lodge.

 

Но по-настоящему успокоить возмущённую общественность Букингемскому дворцу будет намного труднее, чем депутатов. Британскую публику сильно раздражало это ощущение высокородной вседозволенности, сопровождавшее истории с Эндрю, и чтобы развеять это чувство, потребуется нечто большее, чем отъем титулов.

 

По опубликованным в четверг результатам опроса компании YouGov, антирейтинг Эндрю достиг рекордной для члена королевской семьи глубины: 91% опрошенных относятся к нему отрицательно.

 

Король Карл имел возможность лично ощутить это недовольство, когда на днях, во время визита в город Личфилд, ему выкрикнули из толпы: «Как давно вы узнали об Эндрю и Эпштейне?»

 

Вопрос к Букингемскому дворцу — почему он только сейчас занялся уже очень давно существовавшими проблемами вокруг Эндрю — остаётся без ответа.

 

Об очень многих из этих проблем было известно уже много лет: неуместные деловые связи, необъяснимые выплаты, связи с осужденным за сексуальные преступления Джеффри Эпштейном. Действующие лица менялись — предполагаемые китайские шпионы, богатые родственники диктаторов — но сюжет оставался неизменным.

 

Неприглядные связи Эндрю с Эпштейном широко обсуждались ещё 14 лет назад, и тогда принца освободили от обязанности торгового представителя Британии от королевской семьи.

 

Эндрю терял должности, но продолжал годами жить по-королевски, и терпение общественности было на пределе. Все это воспринималось как надменность и оторванность от жизни.

 

Новости об Эндрю, из-за которых возникали сомнения в его соответствии занимаемому месту, циркулировали уже десятки лет — их очень легко нагуглить. Они часто проиллюстрированы фотографиями Эндрю в цилиндре — выглядит будто сбежавшая фишка-цилиндр из «Монополии».

 

Возможно, какая-то часть общественности устала от этой саги об Эндрю, возможно, людям казалось, что они уже наслушались историй о нем, и эти истории им надоели. Но другая часть злилась и требовала от него проявлять больше чувства ответственности и подотчётности.

 

Пока остаётся неясным, не открылся ли теперь путь к новым вопросам и скандалам.

 

Кто, что и когда узнал в Букингемском дворце об Эндрю и Эпштейне? Нужно ли больше прозрачности относительно королевской собственности и финансов? Сколько домов у них припасено в Виндзорском дворце? И какие новые скандалы ещё могут разразиться вокруг Эндрю?

 

В то же время, прибегнув к этой «тактике выжженной земли» в отношении перспектив Эндрю, король, возможно, показал неожиданно жесткую сторону своего характера.

 

В обсуждении участвовали и другие члены королевской семьи, в том числе и принц Уильям, но, насколько нам известно, это важнейшее решение о дальнейшей судьбе брата принял именно король. Что бы там ни говорили комментаторы, это было нелёгкое решение.

 

Похоже, окончательный поворот в отношении семьи к Эндрю наступил, когда всплыло его письмо, из которого следовало, что он продолжал поддерживать контакты с Эпштейном. То есть, похоже, заверения Эндрю в интервью Би-би-си в 2019 году были неправдой.

 

После этого уже было немыслимо, чтобы Эндрю продолжал носить титул принца и жить в роскоши среди членов королевской семьи в Виндзоре. Король предпочёл отдать дань жертвам сексуальной эксплуатации, чьи судьбы оказались в центре мрачной истории об Эпштейне и его окружении.

 

Ещё совсем недавно принц Эндрю, герцог Йоркский, улыбался и махал рукой толпе с балкона Букингемского дворца. В пятницу утром он впервые проснулся рядовым гражданином, мистером Маунтбеттен-Виндзором.